[Да пребудет с вами маркетинг. И отличное настроение! ]
Главная » 2015 » Апрель » 07 » Ветер перемен: как не бояться экономических изменений
16:24
Ветер перемен: как не бояться экономических изменений

Трудности в голове. Решения вокруг нас

Кризисные ситуации – это нормальные состояния экономики. Те, кто прочел хотя бы несколько базовых статей по дисциплине, понимают, что экономические процессы логичны и подчиняются основным законам человеческого бытия: сначала рождение, потом рост и увеличение активности, а далее следует постепенный спад. Волновая теория русского экономиста Николая Кондратьева ясно описывает закономерности чередования "высоких" и "низких" фаз экономического роста.
Та же схема действует при развитии бизнеса, не правда ли?

Кризисы происходили на всем протяжении человеческой истории. У них были разные предпосылки и последствия, но сценарий примерно один и тот же. Чаще всего экономические кризисы – это показатели несовершенности системы, своего рода низкий иммунитет. Товарно-денежные отношения не могут идти только по нарастающей, так как они зависят от значительного количества факторов.

Но когда в экономические реалии вмешиваются реалии политические, жить становится несколько сложнее, потому что применять строго экономические меры для решения вопросов уже нельзя. Сейчас мы наблюдаем активное перемешивание политики и экономики, но это не повод отчаиваться. Это повод внимательно осмотреться по сторонам и проанализировать ситуацию. Главное, не слушать истеричные крики на тему "Шеф, все пропало!" и не верить в то, что наши политические оппоненты выиграли от санкций. Они тоже испытывают сложности: внезапная потеря рынков сбыта привела к застою (хоть и временному) целых сегментов экономики некоторых стран.

Читая мнения экспертов, теоретические выкладки ведущих ученых и практические рекомендации бизнес-гуру, можно заметить одну закономерность: они рассматривают кризис как появление новых возможностей, новых задач и способов их решения. Помните знаменитое высказывание - "Сильный видит возможность в каждой опасности, слабый видит опасность в каждой возможности"?

Что же означает кризис 2014-2015 для российских бизнесов?

Во-первых, это повод активно выводить на рынки свои продукты

В нашей стране достаточно производителей товаров и услуг, чтобы обеспечить рынки. Важно соблюдать высокий уровень сервиса и соответствовать по качеству, а это напрямую зависит от внутренней политики компаний и принимаемых управленцами решений. У нас появился шанс доказать, что собственное производство в стране есть, оно находится на достойном уровне и способно конкурировать с европейскими и американскими производителями. Другими словами, у нас нет выбора. Вернее, выбор есть, но он невелик: стать лучше и сильнее либо утонуть в трясине жалоб на "совковый" подход.

Продукты и бренды, ранее зажатые конкурентными предложениями зарубежных компаний, требуют не только рекламы, но и простройки интегрированных маркетинговых коммуникаций. Это длинное словосочетание подразумевает единство даваемой информации: сотрудник, клиент и менеджмент знают о продукте примерно одно и то же, с некоторыми поправками, естественно. Смысл интеграции сводится к единому позиционированию и пониманию продукта или услуги, подключения клиентского сервиса, одинаково хорошего отношения к разовому покупателю и партнеру. Ваши рекламные материалы, статьи в журналах, посты в социальных сетях и сами сотрудники создают единый информационный фон.

Если вникать в то, как это работает, некогда, лучше пригласить профессионалов: так вы избежите ошибок, и ваши инвестиции окупятся.

Чего делать не стоит: задирать цены на отечественную продукцию и объяснять это кризисом, а также давать всем разные торговые предложения и описания услуг. Потенциальные покупатели, испуганные инфляцией, сбегут от жадного предпринимателя. От нечестного просто отвернутся.

Во-вторых, бережно относиться к сотрудникам.

Помните, что не только у вас почва под ногами пошатнулась. Покупательская способность заработной платы ваших сотрудников ввиду "уехавших" доллара и евро упала, грубо говоря, в два раза. То есть зарубежные товары, составляющие сейчас основу потребления многих российских граждан, стали вдвое дороже при прежнем количестве заработанных рублей. Поддержите своих людей, постарайтесь не давить на них и предлагайте не только управленческие решения, но и объяснения этих решений. Сотрудники, нацеленные на результат и благополучие, поймут вас.

Поддерживать боевой дух сотрудников могут не только деньги. Предложите коллегам новые развивающие мероприятия или коротенькие семинары, бизнес-игры или упражнения по повышению креативности. Главное правило: смотреть в будущее, не оглядываясь назад. Хорошо работают те, кто приходит на работу с удовольствием.

Максим (Комбат) Батырев, признанный одним из лучших менеджеров нашей страны и победитель конкурсов "Менеджер года" и "Коммерческий директор года", в своей книге "45 татуировок менеджера" приводит пример спасательной кампании во вверенном ему подразделении, где были слабая мотивация и чрезвычайно низкие показатели:

"Каждое утро всего на полчаса в начале рабочего дня я собирал вокруг себя сорок пять человек и делал что угодно, только не занимался анализом <...> Мы читали отрывки из "Вишневого сада" и разбирали образ Епиходова, решая, что нам предпринять, дабы быть похожими на него, чтобы нас тоже называли "22 несчастья". Во второе утро мы дали клятву отказаться от поиска собственных ошибок и составили перечень действий, которые будем совершать ежедневно без тотального контроля менеджеров. В третье утро мы научились делать зарядку для рта, щек, губ и голоса, чтобы разговаривать уверенно. В четвертое утро каждый выходил на импровизированную сцену и рассказывал стихотворение про себя любимого, которое должен был написать за сутки. <...> На двадцать девятой минуте задача на день, и побежали! Люди оживали на глазах, у них снова стали светиться лица..."

Чего делать не стоит: закручивать гайки и бубнить с утра до ночи, что дела плохи. Люди в кризисной экономической ситуации могут неадекватно реагировать на ваши нападки, потому что сейчас они уязвимы: страх за личное и семейное благополучие легко перерастает в гнев.

В-третьих, мобилизовать креативность

Слоган "работать не по 12 часов в сутки, а головой" стал актуален как никогда. Только есть одна поправка: работать придется сначала головой, а потом по 12+ часов в сутки. Нестандартные решения, новые подходы к клиентам, смена стратегий развития и концепций позиционирования должны быть придуманы вами в самом спешном порядке. Ставьте высокую планку для всех своих сотрудников, в первую очередь для руководителей, потому что их личный пример будет мотивировать не хуже будущих прибылей.

Задействуйте креативные мозги как можно больше: часто при ограниченных бюджетах придумывается много способов относительно бесплатного привлечения внимания аудитории, а старые методы работы преображаются до неузнаваемости. Меняется методология построения бизнес-процессов, вместо привычных способов коммуникации используются новые программы и гаджеты, пересматриваются подходы к клиентским операциям.

Волны кризиса часто захлестывают и смывают слабые компании, и рынок очищается. Завоевание новых рыночных ниш, целых сегментов может стать отличной возможностью для расширения вашего бизнеса. Соберите силы для марш-броска по рынку и возьмите себе тех клиентов, которых по той или иной причине "не тянут" ваши конкуренты.

Чего делать не стоит: много думать и анализировать прошлые ошибки. Действие - лучший ответ кризису, поэтому начинайте делать новое и анализировать это новое. Порефлексировать о прошлом вы всегда успеете, а вот занять нишу, с которой только что вышибли вашего конкурента, нужно прямо сейчас!

В-четвертых, высчитывать возвратность каждой инвестируемой копейки

Понятно, что есть вложения возвратные и невозвратные. Есть активы, а есть проедаемые средства. Сбалансированный учет и стратегическое мышление - главные помощники в борьбе за место под солнцем. Если ваши менеджеры привыкли летать в командировки исключительно бизнес-классом, сократите эту статью расходов так, чтобы хватило только на эконом. Правила минимизации расходов должны касаться, в первую очередь, высших звеньев, а уже потом рядовых линейных сотрудников, которые и так летают только в эконом-классе.

Чего делать не стоит: сокращать расходы на производство в ущерб качеству и "резать" доходы сильных специалистов. Закупка дешевого сырья и комплектующих может негативно отразиться на выпускаемой продукции и приведет к последующей потере клиентов и негативным отзывам в интернете. А "причесывание" зарплаты спецов экстра-класса приведет к их спешному бегству в лагерь конкурентов и потерю эффективности работы, поэтому, если вы не видите другого выхода, стоит договориться с каждым в отдельности. Скорее всего, люди поймут вашу позицию.

И, наконец, в-пятых, помнить о том, что все перемены - к лучшему

Знаменитое кольцо царя Соломона с надписью "и это пройдет" на время кризиса &ndash; ваш символ, ваша мантра. Экономический океан бросает лодки-фирмы на скалы, утаскивает в пучину непотопляемые лайнеры-корпорации, изменяет облик привычных брендов до неузнаваемости. Ваша главная задача - остаться человеком в хаосе цифр и чужих катастроф. Сделайте так, чтобы ваши люди не пострадали, чтобы дело вашей жизни восстало из любого пепла как птица Феникс - символ вечного, постоянного обновления.
Рост экономики также неизбежен, как и ее спад. Работайте усердно, придумывайте, изобретайте - это условия, при которых вам повезет, и ваш бизнес скажет вам спасибо.

ваша olga_mayskaya (Ольга Суковицына)

Категория: Мотивация | Просмотров: 239 | Добавил: olgadollorres | Теги: менеджмент, поведение, кризис | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar