Все чаще сталкиваюсь с фактом незнания или непонимания роли маркетинга в развитии бизнеса. Мне кажется странным, что наука и деятельность, отвечающие за уровень компании на рыночной арене, в российских реалиях часто остаются не у дел во время принятия решений.

Аргументация бывает разной, но, как правило, в ней отчетливо слышится "маркетинг=реклама=PR=продажа=блаблабла=задачи, и на встречах мы их обсуждать не будем". Короче, салат из слов, приправленный отсутствием четкого понимания предмета.
Предлагаю сегодня прошерстить определения. Всякое понятие начинается с объяснения, верно?
Энциклопедия, скажи!
Итак, начнем копание. Маркетинг - это...
1) Деятельность управляющего, связанная с осуществлением сбытовых операций.
Р. Битлер, 1911 г.
2) Маркетинг - это поток товаров, услуг, проходящих по определенным каналам товародвижения.
Р. Кокс, 20-е годы ХХ в.
3) Процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей. Маркетинг, согласно его широкому пониманию, — это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группа людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются.
Е.П. Голубков
4) Процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Американская ассоциация маркетинга
5) Рыночная философия, стратегия и тактика мышления и действия субъектов рыночных отношений: не только производителей и посредников в коммерческой деятельности, но и потребителей, а также поставщиков, практических экономистов, ученых, целых организаций, вплоть до правительственных органов.
А. П. Панкрухин
6) Сумма всех действий в рамках политики товарооборота с целью создания, поддержания и расширения рынка.
Х. Швальбе
7) Последовательная ориентация всех прямо или косвенно связанных с рынком решений на потребности покупателей. Маркетинг сегодня понимается как ориентированный на рынок предпринимательский стиль мышления, который отличается творческим, систематическим и иногда также агрессивным характером.
Р. Нишлаг , Е. Дихтль , X. Херштен
8) Деятельность, включающая распознавание потребностей, создание товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности, равно как и формирование, а отсюда — расширение спроса на эти товары и услуги.
У. Район
9) Предпринимательская деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия.
С.Н. Кулаков
10) Маркетинг не следует отождествлять с продажей товаров. Если функция торговой системы состоит в том, чтобы убедить покупателя купить то, что уже произведено, задача маркетинга есть поставка на рынок того товара, в котором потребитель действительно нуждается. Коммерческие усилия по сбыту — это сосредоточенность на нуждах продавца, а маркетинг — это сосредоточенность на нуждах покупателя. Коммерческие усилия по сбыту — это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги, а маркетинг — это забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и, наконец, потреблением этого товара.
Т. Левит
Еще больше классных определений вы найдете в статье Игоря Манна "Все лучшие определения маркетинга". Милости прошу по ссылке.
Кстати, моя любимая формулировка принадлежит именно Игорю Борисовичу: "Маркетинг — это все то, что продавцы не успевают делать, не хотят или не могут". У меня, по мере пополнения багажа знаний и опыта, появилось дополнение: это еще то, что продавцы мешают делать и всячески сопротивляются нововведениям, какими бы разумными нововведения ни были.
Много шума из всего
Я позволю себе еще одну цитату, хотя эта статья и без того забита ими до отказа:
"Маркетинг отнюдь не начинается там, где завершается производство, — напротив, в его задачи входит определение характера и масштабов производства, а также путей рентабельного использования производственных мощностей фирмы и инженерно-технических возможностей с учетом перспектив сбыта. Другими словами, выработка решений в области маркетинга предшествует решениям в области производства и капиталовложений. Маркетинг можно определить как ведущую область хозяйственного управления, в функции которой входит организация и руководство всей совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательской способности потребителей в эффективный спрос на специфическое изделие или услугу, а также с доведением этого изделия или услуги до конечного или промежуточного покупателя, чтобы обеспечить установленную компанией норму прибыли или достижение других целей".
Л.В. Роджер
Маркетинг берет на себя обязательства по отслеживанию, улучшению и изменению огромного количества мелких нюансов, задач и задачек. Поэтому маркетологи, PR-щики, копирайтеры и менеджеры по развитию бизнеса суют свой шнобель во все щели. Поэтому они пишут вам, дорогие руководители компаний, длинные письма, предлагают новые варианты развития и оптимизационные шаги в уже отработанных схемах.
Если вы хотите добра своему делу, приглашайте маркетинг к обсуждению деятельности, исправлению ошибок, планированию. Маркетинг - это не всегда "дорого-богато". Это по-умному и по-интересному, по-оптимальному и по-прикольному, по-разному и по-интегрированному, по-единому и по-четкому.
Уважайте своих сотрудников маркетинговой сферы, и да прибудет с вами рыночная благодать!
ваша olga_mayskaya (Ольга Суковицына)
|